Владимир Дерябкин, сейчас директор частного музея фонографов и граммофонов, поэт, литератор и исполнитель собственных песен. А когда-то у него было 10 медведей. Это был и цирк, и театр. Он назывался ╚Медвежий театр миниатюр╩. Его медведи были барменами, автослесарями, моряками, космонавтами, влюбленными, путешественниками. На время представления они как бы становились людьми. И в этом заключался секрет обаяния дерябкинских цирковых новелл┘ Ни одного из медведей не осталось в живых. А сам артист уже 10 лет не выходит на манеж ≈ он завязал с дрессурой.
╚Почему?╩ ≈ ╚Потому что это варварский жанр. Дрессировщики всегда скрывали изнанку своей профессии от зрителей. Я расскажу вам то, о чем больше никто не расскажет╩.
Живой реквизит

≈ ПРАВДА о дрессуре может только отпугнуть зрителя от цирковых номеров с животными. Поэтому посвященные молчат. Даже если кто-то из артистов решится на откровения, его сразу остановят коллеги и отомстят.
Я любил свою профессию и благодарен ей, несмотря ни на что. Только жалею, что в свое время не получил звания заслуженного артиста как клоун. Потому что теперь вижу: в дрессуре не может быть званий. ╚Лауреат премии по жестокости╩ - так, что ли?
≈ Но ваши сценки из ╚Медвежьего театра╩ оставляли у зрителей ощущение чего-то доброго, светлого. Людям они очень нравились.
≈ Так ведь жестокость была не на арене, а за кулисами. У меня был трюк, который взрывал аплодисментами любой зал, когда медведь падал перед моей партнершей Людой на колени, сжимая в лапах сердце из папье-маше. Со стороны все выглядело эффектно и мило. Но на репетициях со зверем ╚разговор╩ другой. Я видел, как медведя просто убивали за то, что он отказывался исполнять трюк. Нервы у дрессировщика не выдерживают, он срывается ≈ и все, пошли побои! Картина, которую никогда не забуду, ≈ сапоги дрессировщика, забрызганные медвежьей кровью. Так беспощадно били зверя┘ И не только во время репетиций, порой и на глазах у зрителей тоже. Однажды известный дрессировщик во время представления в приволжском городке так приложил пантеру, что она упала на барьер манежа и билась в судорогах. Я сам невольно сделал медведя калекой, у бедняги потом образовалось бельмо на глазу. И до сих пор передо мной стоит эта картина.
≈ Но дрессировщики уверяют, что между ними и хищниками существуют особые, почти родственные отношения. Один питерский укротитель сказал: ╚Медведи ≈ мои дети. Я их жалею и воспитываю╩.
≈ Ну да, дети┘ Мы на этих ╚детях╩ делали деньги. Вкусно ели, красиво одевались, ложились в чистую постель, а они сидели за решеткой. И до сих пор в России медведей, точно уголовников, перевозят все в тех же тесных, постылых клетках. Потому что для дрессировщика звери - всего лишь живой реквизит.
Я помню трюк ╚Скрещенные руки╩ ≈ слон протягивает ногу, тигр кладет на нее лапу, сверху сам дрессировщик кладет ладонь. Как бы символика дружбы между зверем и укротителем. На самом деле ≈ ложь. За этой лирикой скрывается насилие. Попробуйте навязать такое рукопожатие заклятым врагам. Они согласятся, если только вы окружите их смертоносным оружием. ╚Или вы протянете руки, или мы вас всех троих уложим!╩ И протягивают. Но, как только вы уберете оружие, они тут же вцепятся друг другу в глотки.
Не верьте поцелуям дрессировщика со зверем. На арене укротитель может подойти ко льву, потрепать по гриве, даже чмокнуть в морду. А за кулисами возьмет в руки палку.
≈ У Валентина Филатова была афиша: медведь, подносящий хлеб-соль укротителю. Филатов левой рукой берет у зверя хлеб-соль, а в правой держит хлыст. И подпись: ╚Медвежий цирк╩. Чем не символ дрессуры? Неужели нельзя было убрать хлыст, чтобы он не колол глаза хотя бы на рекламе? Страшное сочетание, если вдуматься.
≈ Цирковых животных морят голодом, чтобы они стали послушнее?
≈ Животных никогда не кормят перед работой. А потом ≈ наоборот.
≈ У Валентина Филатова была афиша: медведь, подносящий хлеб-соль укротителю. Филатов левой рукой берет у зверя хлеб-соль, а в правой держит хлыст. И подпись: ╚Медвежий цирк╩. Чем не символ дрессуры? Неужели нельзя было убрать хлыст, чтобы он не колол глаза хотя бы на рекламе? Страшное сочетание, если вдуматься.
≈ Но в нем есть правда жизни. Да, дрессировщики используют и насилие, и прикорм. Это два приема, без которых никак нельзя.
История цирка
С 17 столетия в Европе ни один крупный базар не обходился без показа "причуд природы" - экзотических животных и людей-инвалидов.
-Охота на слонов. До сих пор богатые туристы из Европы едут в Африку, чтобы за большие деньги охотиться на диких животных. Но бизнесмены выяснили, что на этой охоте можно заработать ещё больше: охотники интересуются только крупными, сильными животными. Детёныши же этих животных остаются сиротами и никому не нужны. Кроме того, они легче поддаются поимке и транспортировке. Поэтому, жестоко убив родителей, малышей отлавливают и продают в европейские цирки.Например сцена поимки носорога.А ведь это животное потом всю свою жизнь будет ежедневно ходить по кругу манежа, катая на спине тигра.
Как же можно довести сильное дикое животное до такого состояния, что оно будет безропотно подчиняться такому слабому существу как человек? Ответ понятен - насилием и жестокостью.
Кадры снятые одним из защитников животных, которого устроили на работу в цирк, чтобы он заснял его закулисную жизнь. 400 часов фильма - побои. При этом дрессировщик бьёт связанное сзади и с переди животное в самые чувствительные места. Кроме того, у слонов очень ранимая кожа, которая реагирует даже на прикосновение пера!
Для издевательств используют различные "орудия", в том числе и палку с крюком в 5 сантиметров на конце. Или петлю на верёвке: одеваемая вокруг уха, также оснащённая большим крючком, петля больно сдавливает его, а крючок впивается в мясо. В страхе и отчаянии некоторые животные пытаются защищаться или убежать - бесполезно. Всё это продолжается месяцами(!) изо дня в день.

В Африке существуют так называемые "дрессировочные фермы". На этих фермах свежепойманных животных готовят к продаже в цирки - ломают им волю. Пример фермы в ЮАР. Стойло, где некогда дикие, уже сломленные слоны стоят, подобно коровам, привязанные на одном месте, обездвиженные на всю жизнь. Специалисты утверждают, что душа слонов, как и их тело, очень ранимы. Например, известно, что слоны могут по-настоящему плакать; годами, а то и всю жизнь страдают от потери матери. Как же должен чувствовать себя ЭТОТ слонёнок: связан, избит до крови. Многие раны останутся на всю жизнь.
Сломленным животным "вдалбливают" трюки. Побоями их загоняют на тренировочную арену. Пример: в австрийском цирке Луиса Кние слониху пытались
заствить пройти по деревянной палке. Слониха уклонялась. Тогда хозяин, потеряв терпение, начал избивать её палкой с железным крюком. Он бил её по ступням до тех пор, пока они не начали кровоточить. Позже, в 1999 году, в том же цирке наблюдалось то же самое. Животных били перед выступлением, чтобы показать им, кто здесь главный.
Когда над животным постоянно издеваются, оно теряет самообладание. Кадры, снятые в цирке "Интернационал": во время выступления доведённое до отчаяния животное бросилось на своего дрессировщика и тяжело ранило его. Потом слон вырвался на улицу. За этот порыв отчаяния ему пришлось расплатиться жизнью: специально вызванная команда расстреляла его 86 выстрелами. По крайней мере мучительная жизнь "циркового актёра" для него закончилась. С 1990 по 1997 год в мире зарегистрировано 33 подобных случая.
Для многих цирковая жизнь обозначает постоянные переезды - каждые пару дней. Это значит для животного сплошное страдание - вагон значительно меньше животного, поэтому приходится часами, а то и сутками неподвижно стоять на коленях. То же происходит, когда переезд осуществляется на грузовике. Вы видите его тесный, грязный кузов.
После выступления животных привязывают в стойле за переднюю и заднюю ногу. Так животные проводят всю свою жизнь с перерывами на дрессировки, выступления и (иногда) - на короткую прогулку. Следствие такой жизни - без движения, без общения, без новой информации - психическое расстройство. Вы можете наблюдать нескольких животных, монотонно качающих головой из стороны в сторону.
Лошади: тесные стойла, большое колличество животных на крошечной площади. Монотонные покачивания головой. Все животные плихически больны.
Лев всю жизнь проводит на площади в 2 квадратных метра - 1 шаг вперёд, 1 шаг назад. С трудом хватает места, чтобы повернуться. Сколько Вы бы выдержали смотреть на него, пока Вам не станет скучно? - Час? Два? - Но
Вы можете пойти домой. А для льва - это повседневность. Африканские животное при снегопаде. В результате проведённых исследований, специалистами сделан вывод: в цирках дикие животные не могут содержаться
согласно своему виду.
Как далеко от дома должны они жить, чтобы служить нам посмешищем - стоять на задних ногах, прыгать через горящее кольцо или скакать через скакалку?
Не лучше ли смотреть номера, в которых талантливые люди после долгих тренировок творят чудеса? В канадском цирке Ду Соляй нет ни одного животного. Это чисто человеческий цирк. В своей программе артисты комбинируют акробатические номера и эстетическую магию. Билеты раскуплены. Публика восхищена. Подобные цирки существуют в Австрии, Англии, Китае. Некоторые из них даже удостоины премии в защиту окружающей среды.
Заключение: сафари-парк Гензендорф Gaenserdorf (Германия). Это частный некоммерческий парк, где находят пристанище бывшие цирковые животные, которых либо конфисковали власти, либо сдали сами цирки, отказавшись от номеров с животными. Они могут жить здесь на свободе по своим законам.